Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Языковая и мыслительная деятельность » Языковая и мыслительная деятельность — Часть 5

Языковая и мыслительная деятельность - Часть 5Подчеркнем еще раз, что такую интерпретацию когнитивной онтологии числа и времени, порождаемой принципом когнитив­ной нормы (маркированности), подсказывают языковые данные, а не спекулятивный логический анализ. Рассмотрим сперва понятие обратимой маркиро­ванности на знакомом читателю языковом материале.

В русском языке существительные имеют грамматическую категорию числа, различающую единичные сущности (ед. число) и множественные сущности (мн. число): На столе стоит чашка VS. На столе стоят чашки. Важным формальным свойством

данной грамматической категории является ее обязательность в русском языке: каждое существительное должно быть категоризовано по категории числа. Форма ед. числа используется как для обозначения одной сущности, так и при номинации класса сущностей данного вида вообще (одной чашки и чашек вообще): Чашка, в отличие от стакана, обычно имеет ручку, К сосудам для питья относятся чашка, кружка, стакан, пиалау поэтому не случайно форма ед. числа используется (в согласии с языковой интуицией носителя русского языка) в качестве словарной фор­мы данного существительного. В русском языке, в соответствии с типологической универсалией, ед. число является немаркирован­ным значением категории числа. В соответствии с теорией мар­кированности в случае нейтрализации оппозиции используется немаркированная форма, то есть ед. число.

Согласно такому стандартному дефолтному сценарию ведет себя подавляющее число существительных, лексикализующих предметные счетные концепты. Однако в русском языке имеется также группа непроизводных существительных, означающих массу, совокупность однородных сущностей. Эти существитель­ные ведут себя особым образом по отношению к рассматривае­мой грамматической категории: они, как правило, имеют дефект­ную числовую парадигму и образуют производные существитель­ные с регулярным семантическим сдвигом:
Большинство исходных существительных в нашем списке имеют только форму ед. числа и относятся к классу singularia

1 Comment

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Методики исследования мышления — Часть 2

Сложность возникает тогда, когда у нас есть большая систе­ма и эта система разделена на множество взаимодействующих между собой компонентов, причем...

Закрыть