Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Языковая и мыслительная деятельность » Языковая и мыслительная деятельность — Часть 15

Языковая и мыслительная деятельность - Часть 15С целью большей наглядности и обозримости идеи когни­тивной реконструкции было рассмотрено только одно языко­вое понятие принцип маркированности. Действие этого прин­ципа проявляется на всех уровнях языковой структуры и под­чинено единому когнитивному механизму оператору нормы, регулирующему стратегии концептуализации и языкового ко­дирования элементов когнитивной структуры. Наличие такой связи доказывается многократными однотипными ее прояв­лениями в языках разной генетической и ареальной принад­лежности.

На когнитивном уровне нормальное, естественное, ожидае­мое положение вещей входит в когнитивный гештальт человече­ского опыта и концептуализируется с минимальной затратой мен­тальных вычислительных усилий (активируется по умолчанию), а отклонения от гештальта для их активации требуют дополни­тельных вычислительных ресурсов.

Если признать существование данной когнитивно-языко­вой корреляции, то это позволяет снять многие внутренние ан­тиномии, возникающие в традиционном семантическом анали­зе. Семантический анализ, стремящийся описывать языковые выражения исключительно внутриязыковыми средствами, оказывается несоразмерно богатым и бесконечно самоуслож­няющимся, приписывая языковым выражениям то, чего в них в действительности нет. Наоборот, когнитивный оператор нор­мы создает языковые структуры чрезвычайно экономным и удобным для когнитивной обработки образом, перенося основ­ное бремя интерпретации на уровень надъязыковой когнитив­ной структуры.

Подводя итог сказанному, можно надеяться, что когнитивноориентированный подход к языку ценен по крайней мере в двух аспектах:

• с одной стороны, реконструируется некоторый фрагмент надъязыковой когнитивной структуры по конфигурации языковых способов ее кодирования, альтернативность кото­рых в значительной степени предопределена этой когнитив­ной стуктурой

• с другой стороны, достигается цель объяснительной лингви­стической теории, поднимающейся с уровня регистрации фактов на уровень предсказания фактов.

Завершая статью, хочу вернуться к вопросу о неготовности многих лингвистов-теоретиков к восприятию изложенной пара­дигмы. На самом деле почти все, что делали и делают уважаемые мной коллеги, не приемлющие термина «когнитивная лингвисти­ка», не так далеко от целей будущей когнитивной лингвистики, которая пока еще их так отпугивает. Как и они, представители формирующегося когнитивного подхода стремятся понять, поче­му язык таков, каков он есть. Я вообще полагаю, что всякая хо­рошая лингвистика по имплицитным целям является ког­нитивной. Правда, разница между эксплицитными и имплицитны­ми целями существует: вероятность найти то, что специально ищешь, значительно выше. Тогда вооружаешься специальными средствами. Одним из наиболее важных средств является повы­шенное внимание к внешним характеристикам языковой формы и постоянное отслеживание кажущихся «случайностей» языковой формы. За ними может стоять нечто важное, имеющее весьма серьезные последствия.

Итак, несколько упрощая суть дела, когнитивный подход к языку это объяснительная теория, опирающаяся на гипотезу о глубинной связи языка и мышления и реконструирующая ког­нитивную структуру по данным естественного языка. Мне ка­жется, что отрицать такого рода связь между языком и когни­тивной структурой так же бесперспективно, как и отрицать представление, что земля вращается вокруг солнца, настаивая на том, что солнце вращается вокруг земли. Можно, конечно, считать эту истину вообще не имеющей к нам отношения, но только до тех пор, пока нас не затрагивают все следствия, вы­текающие из нее.

Ярким примером развития когнитивного из образного мышления у детей может являться рисование.  в таком случае может быть очень полезным. Таким образом мы приходим к выводу, что при воспитании детей очень важно следить за их правильным развитием.

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Языковая и мыслительная деятельность — Часть 14

На наблюдаемом уровне парадигма переходного алюторского глагола выглядит фантастически непредсказуемой, если не раз­личать регулярные немаркированные и нерегулярные маркиро­ванные показатели. Понять...

Закрыть