Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Языковая и мыслительная деятельность » Языковая и мыслительная деятельность — Часть 14

Языковая и мыслительная деятельность - Часть 14На наблюдаемом уровне парадигма переходного алюторского глагола выглядит фантастически непредсказуемой, если не раз­личать регулярные немаркированные и нерегулярные маркиро­ванные показатели. Понять ее истинное устройство можно лишь обратившись к мотивирующим ее принципам, и тогда парадигма не только принимает стройный и закономерный вид, но и обнару­живает когнитивное родство с парадигмами в других генетически и ареально не связанных языках.

Сферой действия дейктической иерархии могут быть и более специфические языковые контексты. Например, в языке навахо, атабаскская семья (см. [Kibrik Andrej forthcoming]), характеризую­щемся полисинтетизмом, в глаголе имеются фиксированные пре­фиксальные позиции для кодирования ролевых (падежных) свойств актантов. При этом показатель агентива-локутора зани­мает 2-ю позицию, а агентива-нелокутора 5-ю позицию (они ну­меруются влево от корня). Кроме того, в отличие от локуторов, нелокуторный актант обычно кодируется нулевым показателем, как в агентивной, так и в пациентивной позиции. Исключение составляет ситуация, когда оба ядерных актанта являются нелокуторами. В этом случае один из актантов имеет ненулевое коди­рование (обычно в 6-й позиции пациентива, хотя имеются и осо­бо маркированные ситуации, связанные с нелокуторным агентивом, в этом случае эксплицитный показатель находится в 5-й позиции).

В нахско-дагестанских языках, реализующих эргативную кон­струкцию, агентив кодируется эргативом, а пациентив номина­тивом (как и единственный ядерный актант непереходного глаго­ла). Однако локуторные местоимения имеют тенденцию оформ­лять агентив формой, совпадающей с номинативной формой па­циентива. Такой синкретизм ролей сохраняет, по-видимому, древ­нее праязыковое состояние, см. [Кибрик, 2003. С. 211-213, 260-261]. Большой типологический материал по языковому разнообра­зию местоименных систем и дейктических иерархий, а также по их взаимодействию с другими языковыми параметрами содер­жится в энциклопедической монографии [Siewerska, 2004], обоб­щающей данные семисот языков, из которых 400 образуют ре­презентативную выборку.

Целью данной статьи было сформулировать презумции ког­нитивно-ориентированной лингвистики и продемонстрировать объяснительную силу такого подхода.

Когнитивно-ориентированная лингвистика исходит из пре­зумпции, что языковая структура в принципе не произвольна, на­против, она существенно мотивирована устройством когнитивной структуры, которая, так сказать, «отражается» в зеркале естест­венных языков. В принципе когнитивно-ориентированная линг­вистика продолжает традиции функциональной и, шире, семанти­чески ориентированной лингвистической теории. Ее эмпириче­ский метод последовательно следовать за всеми нюансами язы­ковой формы и искать их конечное объяснение не столько в клас­сификационных дистрибутивных ограничениях, сколько в уст­ройстве когнитивной структуры. При такой постановке вопроса сохраняется весь пафос семантически ориентированной лингвис­тики, но смещается фокус интересов и глубина поиска. И тогда многое, что на семантическом уровне кажется в языковой форме случайным и произвольным, становится мотивированным и име­ющим глубокий смысл.

Таким образом мы приходим к выводу, что нужно постоянно учиться, как детям, так и взрослым. Если же вы интересуетесь темой обучения, то рекомендуем почитать  , методиках обучения и все, что с этим связано. Удачного обучения!

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Языковая и мыслительная деятельность — Часть 13

Дейктическая иерархия в алюторском языке: Локуторы / Нелокуторы 1ЕД > 1НЕЕД > 2ЕД > 2НЕЕД > ЗЕД > ЗНЕЕД. Это...

Закрыть