Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Системное описание сознания » Системное описание сознания — Часть 3

Системное описание сознания - Часть 3Colombetti et al., 1994). Например, если испытуемый уже нажал на педаль, то она возвращается в исходное положение, и по ее внеш­нему виду он не может определить, нажимал он ее уже или еще нет, он должен это запомнить). Кроме того, должна присутст­вовать полимотивация (Seth, 1998; Baldassarre, 2000).

Проверить парадигмальные представления возможно, по­строив модель на основе какой-либо парадигмы и затем сопоста­вив как внутримозговые процессы, так и поведение модели и био­логического объекта. Как моделирование, так и регистрация моз­говой активности позволяют "заглянуть внутрь" тестируемого агента, что дает возможность сопоставления результатов, полу­ченных на модели и в биологическом эксперименте.

Исследование на модели дает возможность выявить те законо­мерности внешней среды (тестовой задачи), с которыми действи­тельно сталкивается тестируемый, и, как показывает практика, они могут отличаться от представлений экспериментатора о тесто­вой задаче. Экспериментатор задает принципы функционирования объектов в тестовой среде, но не может предсказать особенности взаимодействия агента с ними, а именно результаты этого взаимо­действия и определяют, как выглядит задача с точки зрения тести­руемого агента. Показано (Nolfi, 2002), что стратегия, используе­мая роботом, может совершенно отличаться от той, которую пред­ставляет себе экспериментатор, наблюдающий за движением ро­бота. Оказывается, что робот совершает в своем "внутреннем пла­не" совсем не те операции, которые предполагает наблюдатель, поскольку решает тестовую задачу, используя совсем не тот алго­ритм, который предложил бы наблюдатель. Кроме того, постоян­ная с точки зрения экспериментатора тестовая задача, при по­гружении в нее исследуемого агента, демонстрирует существенную динамику тех характеристик, с которыми сталкивается агент (Крылов, 20046, 2005). Например, в модели пищедобывательного поведения, в ситуации "пища видна справа" вероятность успешно­го подхода к ней поворотом вправо зависит как от морфологии агента, так и от стадии обучения, т. е. меняется со временем.

Исследование адекватности редукционизма и парадигмы реактивности с помощью моделирования реактивного агента и по­гружения его в среду задачи позволяет, в отличие от эксперимен­тов с живыми агентами (людьми, животными), избежать неопре­деленности, связанной с неизвестной природой исследуемого


Агента. Модель также можетвыявить недостатки в целостности и непротиворечивости парадигмальных представлений.

Строго говоря, только тела мертвой природы (или живой после того, как стали мертвыми) реагируют, т. е. отвечают реак­циями, на прошлые по отношению к реакции события внешние воздействия (Александров, 2004; Schall, 2001). Что касается живо­го организма, то он отражает мир опережающе: его активность в каждый данный момент — не ответ на прошлое событие, а под­готовка и обеспечение будущего. Следует признать, однако, что за счет погружения в среду (embodied and situated agent Brooks, 1991) реактивная модель оказывается способной демонстриро­вать ряд феноменов, обычно относимых к прерогативе живых ор­ганизмов: мотивационное поведение; превентивное поведение; поведение, направленное на получение подкрепления; при приня­тии решения использует обстановочную афферентацию, мотива­цию, пусковой сигнал; действие неоднозначно детерминируется текущим внешним сигналом; за счет взаимодействия со средой реструктурирует ее (Крылов, 2004а, 2005). А значит, эти феноме­ны могут быть не следствием системной природы агента, но воз­никать в результате имитации реальной биологической ситуа­ции погружения в среду.

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Логическое мышление и интуиция — Часть 13

Первый цикл наших с Тверским исследований был посвящен изучению различных видов умозаключений, включая количест­венные прогнозы и оценку вероятности, в условиях...

Закрыть