Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Системное описание сознания » Системное описание сознания — Часть 2

Системное описание сознания - Часть 2В соответствии с парадигмой реактивности (см. подробнее: Александров, 2004) поведение испытуемого рассматривается как реакции на стимулы внешней среды. Адекватной эксперимен­тальной методикой считается предъявление стимулов и регистра­ция последующей мозговой активности и последующих действий испытуемого, выбранных им из ограниченного набора действий, заданных экспериментатором. В предельном случае это выбор между "действием" и "недействием". При этом очередной стимул, как правило, не зависит от предшествующего действия испытуе­мого, обычно стимулы предъявляются в случайном порядке. Зарегистрированные показатели усредняются по предъявлениям к испытуемым, не учитывается история обучения и динамика мотивационной сферы. Характерны исследования на препаратах обездвиженных, наркотизированных животных. Принципиально, что в этой парадигме испытуемый на каждом шаге оказывается в ситуации, выбираемой экспериментатором, и не может сам вы­брать ее или создать. При планировании эксперимента и при тра­ктовке результатов основной объяснительный принцип рассмат­риваемого явления внешняя причина, находящаяся в прошлом (Крутиков, 1982). Лексически такой тип атрибуции часто выра­жается связкой "потому что".

В соответствии с парадигмой активности (Александров, 2004) поведение испытуемого рассматривается как целенаправ­ленное, а каждая ситуация, возникающая в результате предшест­вующего действия испытуемого, описывается в терминах соотно­шения субъекта и среды. Алфавит таких соотношений набор имеющихся у субъекта возможностей по достижению своих це­лей в данных обстоятельствах. Оптимальная организация экспе­риментов в этом случае "свободное поведение", эксперименты проводятся на максимально свободных животных, без наркоза, среда приближена к естественной насколько возможно. Испыту­емый погружается в тестовую среду, и экспериментатор лишь задает закономерности функционирования объектов тестовой среды (например, нажатие на педаль приводит к подаче пищи в кормушку). Обязательно учитывается мотивационная сфера и последовательность обучения (см. раздел 2.2). При планировании эксперимента и при трактовке результатов основной объясни­тельный принцип рассматриваемого явления движение к цели. Лексически такой тип атрибуции часто выражается связкой "для того, чтобы". Основываясь на системном подходе, мы учитываем набор де­терминант принятия решения, экспериментально выявленный П. К. Анохиным (1978) и описанный им в теории функциональных систем (ТФС): мотивация (что делать), память (как делать), об­становочная афферентация (в каких условиях действие будет успешно), пусковая афферентация (когда начинать действие). Можно показать, что в совокупности они образуют "полную при­чину" (Алексеев и др., 1996). Также, в соответствии с ТФС, дейст­вия разворачиваются по принципу обратной связи, и ключевой особенностью этого процесса является, имеющееся по ходу дей­ствия, несоответствие между запланированным результатом и ре­ально полученным. Поэтому мы считаем, что тестовая задача ми­нимально необходимой сложности должна обладать следующими характеристиками (Крылов, 2005): действия требуют контроля правильности своего исполнения, задача решается последова­тельностью действий и результаты промежуточных действий не представлены непосредственно в среде ("forgetful environment" -

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·