Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Нейролингвистика » Нейролингвистика — Часть 8

Нейролингвистика - Часть 8В заключение, эти процессы выбора, категоризации и ориен­тирования происходят не изолированно друг от друга, а должны комбинироваться по установленным образцам. Каждый язык посвоему комбинирует семантические элементы. Помимо прочего, разнообразные элементы формируют структуру составляющих, как это в общих чертах показано на схеме (7). Там демонстриру­ется, как в целостном событии был выделен исходный пункт (идея трех мальчиков, выраженная словом they ‘они’) и событие как таковое (выраженное как run across ‘наткнуться’ и пациенс his hat ‘его шляпа’). Но схема это еще не все. Одной из самых популярных об­ластей современной лингвистики является изучение синтаксиса, а в (8) синтаксис отсутствует. Хорошо известно, что звуки языка не всегда напрямую выражают смысл. Семантическим структурам, чтобы перейти в звуки, требуются дальнейшие преобразования. Почему так происходит? Простым ответом будет, что языки изме­няются, и сильнее всего посредством лексикализации. В результате лексикализации семантические элементы сначала обозначаются другими элементами, которые похожи на семантические, но уже не связаны с мыслями напрямую, а только потом выражаются звука­ми. Эти другие элементы можно назвать "квази-семантическими".

Есть два основных типа лексикализации: идиоматизация (формирование идиом) и грамматикализация (формирование грамматических элементов). Идиоматизацию можно назвать лексикализацией в применении к идеям. Например, идея, ассоцииру­ющаяся с обнаружением какого-либо предмета, в английском мо­жет быть выражена как run across [букв, 'бежать через']. Чело­век, использующий эту идиому, не говорит ни о беге, ни о движе­нии через что-либо. Речь идет об обнаружении чего-либо. Грам­матикализацию можно понимать как лексикализацию, применен­ную к ориентировке идей. Например, ориентирование события в будущем часто выражается в английском с помощью конструк­ции be going to [букв, 'быть идущим к']. Опять же, речь не о пере­мещении в пространстве, а о происшествии в будущем времени.

Процессы лексикализации ведут к пост-семантическому уров­ню, уровню синтаксической структуры. Синтаксис представляет собой смешение элементов семантических, т. е. напрямую связан­ных с мыслями, и элементов, напрямую с мыслями не связанных. В (9) показана схема (8) с добавленным в нее синтаксисом.

Предложенный взгляд на связь мышления и языка радикально отличается от того представления, которое с 1960-х гг. господ­ствует в американской лингвистике и необычайно влиятельно во многих других местах. Это представление не объясняет, как язык связан с мыслью, или каким образом язык преобразует мысли в семантические структуры, или почему семантические структуры трансформируются, чтобы стать синтаксическими структурами. Вместо этого он ставит во главу языка синтаксические структуры, как это показано на схеме (10). И хотя синтаксические структуры центральны для данной теории, они объясняются посредством двух других форм организации. Одна, называемая "LF" [Logical Form, логическая форма], слегка напоминает семантические стру­ктуры. Вторая, под названием "PF" [Phonetic Form, фонетическая форма], обеспечивает соотнесенность со звуками. Сторонники этого подхода любят аббревиатуры типа LF и PF, потому что они стремятся сохранить дистанцию между теорией и наблюдениями.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·