Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Нейролингвистика » Нейролингвистика — Часть 6

Нейролингвистика - Часть 6Не вполне очевидно, как изучение способов, которыми люди запоминают списки слов, может привести к всеобъемлющей тео­рии языка и мышления. В этой, как и во множестве других работ, значительные усилия были затрачены на то, чтобы с помощью искусственных данных проверить частную гипотезу. Тем не ме­нее, открытие того, что люди пытаются найти смысл даже в бес­смысленной последовательности слов, может рассматриваться как подтверждение приоритета мыслей над звуками тема, к ко­торой мы сейчас обратимся. Я опишу две возможные теории язы­ка и их соотнесенность с наблюдениями и природой понимания, при этом сначала мы обсудим теорию, ориентированную на ког­нитивные механизмы, а затем сугубо синтаксически-ориентиро­ванную теорию. Большинство читателей, видимо, согласится, что помимо про­чих своих функций язык соотносит мысли со звуками. Интроспе­ктивно мы можем заметить, что ощущаем мысли и что соотнесе­ние мыслей со звуками позволяет нам разделить мысли с другими людьми. Мы можем также разными способами убедиться в том, что мысли имеют приоритет над звуками; я упомяну лишь один из этих способов. Полезно сравнить, что испытываешь, слушая речь на знакомом и незнакомом языке. Если язык незнакомый, все, что нам остается это звуки, которые невозможно соотнести с мыслями. Если язык знакомый, то он воспринимается совершен­но по-другому. Мы следим за мыслями и, обычно, почти не обра­щаем внимания на звуки. Когда учишь новый язык, важнее всего научиться слышать звуки и осознавать мысли. Далее, согласно данным интроспекции, мысли содержат три компонента, перечис­ленных в (3).

(3) Компоненты мыслей:

(a) Восприятие и воображение

(b) Эмоции и установки

(c) Язык

Прежде всего мы воспринимаем то, что непосредственно ок­ружает нас, причем воображение воспроизводит этот непосредст­венный перцептивный опыт в более ослабленной форме предста­влений. Кроме того, у нас есть эмоциональные ощущения и уста­новки. Мы также владеем внутренней речью. Если бы мы не ощу­щали ничего, кроме внутренней речи, мышление было бы экви­валентно языку. Тот факт, что люди часто испытывают трудно­сти, пытаясь облечь мысли в слова, убедительно доказывает, что мышление представляет собой нечто большее, чем просто язык.

Внутри конкретного фокуса сознания мысли организуются в то, что я буду называть «идеями», используя это слово как техни­ческий термин. Это понятие включает в себя, например, идеи со­бытий и идеи людей и предметов, участвующих в этих событиях. Формирование идей событий и их участников представляется ба­зовым организующим принципом мышления. В языке идеи выра­жаются при помощи так называемых полнозначных слов, таких как глаголы и существительные. Фраза в (4) выражает идею со­бытия, состоящего в том, что кто-то нашел что-то, и выраженно­го словами run across ‘найти, наткнуться’. Слово they ‘они’ выра­жает идею тех, кто совершил находку, в то время как слова his hat ‘его шляпа’ выражают идею того, что было найдено.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·