Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Нейролингвистика » Нейролингвистика — Часть 2

Нейролингвистика - Часть 2Но потом, начиная с 1950-х гг., стало возможным датировать различные участки океанского дна по следам, оставленным в по­роде изменениями геомагнитного поля Земли. Кроме того, нача­ли проводиться наблюдения за землетрясениями и вулканами вдоль впадин и горных цепей в центральной части океанов. Но­вые наблюдения позволили выявить процесс конвекции, при ко­тором дно океана разрастается из срединно-океанических хреб­тов, всё дальше раздвигая континенты. Сегодня эта теория "тек­тоники плит" является общепринятой, она произвела революцию в геологии. Вот великолепный пример того, как с помощью воображения можно объединить растущее число наблюдений и, тем самым, значительно улучшить наше понимание окружающе­го мира. Объемлющая картина теория расходящихся континен­тов является тем, что невозможно увидеть напрямую, но она по­зволяет нам значительно лучшим образом осмыслить множество наблюдаемых фактов.

Постижение человеческого мышления и языка представляет­ся далеко не столь однозначным, как понимание континентов, горных систем и других геологических объектов. Кто-то мог бы сказать, что нашей целью является понять человеческий мозг, а в таком случае мы имеем дело с чем-то физическим и в этом от­ношении похожим на континенты. Однако я бы сказал, что нас интересует прежде всего человеческий опыт, который обуслов­лен событиями, происходящими в мозгу, но сам по себе не явля­ется физическим объектом. Человеческий опыт включает глав­ным образом мышление, а если нашей целью является постиже­ние мышления, то сюда должно входить и понимание того, как мышление связано с речью. В этой области накоплено немало на­блюдений, а также немало теорий. Часто говорят, что человече­ский мозг это самая сложная структура во вселенной, и ее слож­ность отражается в том, как мы понимаем мышление и язык.

Здесь не место для обзора всего, что было предпринято в дан­ной области, но я опишу несколько подходов к данной задаче, фо­кусируя внимание на том, как в каждом из подходов соблюдается баланс между данными и теориями. Я надеюсь показать, что не­обходимо оценивать не только степень соответствия между дан­ными и теориями, но и само качество данных и теорий. Теории можно оценивать в терминах полноты сколько данных они объ­ясняют, но также и по более субъективным критериям эстетиче­ского изящества и последовательности. В равной степени важно оценивать качество данных. Мне хотелось бы особо подчеркнуть, что самыми ценными следует считать данные, которые получены в естественных условиях и, насколько это возможно, независимо от вмешательства исследователя. Наименее ценными являются данные, которые значительно отличаются от того, что встреча­ется в реальной жизни. Я приведу несколько примеров данных, расположенных между двумя этими полюсами.

В лингвистике существует традиция исследования структуры отдельных языков и сравнения структуры разных языков. Лин­гвисты занимаются этим на протяжении столетий. Сейчас это де­лается особенно интенсивно, потому что большинство языков мира вымирают, и данные, таким образом, быстро исчезают. По­добные исследования представляют собой особенно хороший пример научной практической деятельности. Я покажу это на ко­ротком примере из североамериканского индейского языка под названием сенека, на котором говорят в западной части штата Нью-Йорк неподалеку от города Буффало.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·