Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Методики исследования мышления » Методики исследования мышления — Часть 2

Методики исследования мышления - Часть 2Сложность возникает тогда, когда у нас есть большая систе­ма и эта система разделена на множество взаимодействующих между собой компонентов, причем взаимодействие не сводится просто к механическим столкновениям. Подобные взаимодействия могут приводить к различного рода нелинейностям в поведе­нии системы и зачастую ведут систему в особенно сложные обла­чи пространства фазовых переходов, которые мы называем хаосом. Главным признаком сложности для человеческих су­ществ служат возрастающие затруднения при понимании и пред­сказании поведения. Традиционные математические методы не ведут тогда к сколь-нибудь полному описанию всех возможных состояний. Более того, сложность систем легко может превы­сить возможности их моделирования с помощью самых мощных компьютеров, как нынешних, так и будущих. Даже если система находится вне области хаоса, ее фазовые состояния обычно де­монстрируют неожиданные взаимопереходы локальных миниму­мов и максимумов интересующих нас переменных. Подобное по­ведение не позволяет использовать привычные математические средства для определения глобальных вершин пространств со­стояний, нахождение которых чаще всего и является осознанной целью наших исследований.

Надо сказать, что с трудностями понимания и предсказания поведения сложных систем сталкиваемся не только мы, как чело­веческие существа и исследователи. В некотором смысле с этими же трудностями сталкиваются процессы неорганической и орга­нической эволюции. Если принимать классическое дарвиновское выражение «выживание наиболее приспособленных» буквально, то наши теории изменения и эволюции имеют силу только в том мире, где максимальные значения функций могут быть определе­ны, а ведущие к ним пути найдены условия, которым чрезвы­чайно редко удовлетворяет объективная реальность. Если При­рода, видимо, не осознает эти, противостоящие ее поступательно­му развитию трудности, то мы, как существа, сознательно наблю­дающие за ходом событий и даже пытающиеся оказывать на этот ход управляющие воздействия, напротив, слишком хорошо знаем об их постоянном присутствии.

Судя по всему, вселенная до Большого взрыва не слишком сильно отличалась от нашего наполненного водородом шара нечто достаточно крупное, но, по-видимому, не очень сложное. Непосредственно после взрыва и в последующем сложность все­ленной стала возрастать, причем все более сложными станови­лись и ее отдельные компоненты. Наиболее фундаментальная на­учная задача состоит в объяснении причин подобного увеличения сложности, а также в наблюдении и объяснении несомненного структурного сходства между сложными подсистемами, порожда­емыми этим эволюционным процессом.

Уже очень давно было замечено, что большинство сложных систем и их подсистем от атомов до галактик и групп галактик имеют выраженную иерархическую организацию: все они состо­ят их подсистем, которые, в свою очередь, состоят из подсистем 0 т. д. на многих уровнях организации. Отдельные подсистемы взаимодействуют друг с другом (иначе они не составляли бы сис­тему), но частота, а равно энергетическая плотность таких взаи­модействий постоянно снижается по мере подъема с уровня на уровень, обычно на один или два порядка при каждом таком межуровневом переходе. Так, например, кварки и другие элемен­тарные частицы взаимодействуют между собой с такими скоро­стями и энергиями, что эти процессы чрезвычайно трудно наблю­дать (свидетельством трудностей наблюдения служит постоянно растущая стоимость следующих поколений ускорителей элемен­тарных частиц). Напротив, звезды и даже планеты обращаются друг относительно друга в царственном, величественном темпе.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·