Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Логическое мышление и интуиция » Логическое мышление и интуиция — Часть 13

Логическое мышление и интуиция - Часть 13Первый цикл наших с Тверским исследований был посвящен изучению различных видов умозаключений, включая количест­венные прогнозы и оценку вероятности, в условиях неопределен­ности. В обзоре по итогам этих исследований мы сделали следую­щий вывод: «люди используют ограниченное число эвристиче­ских приемов, которые сводят сложные операции по оценке веро­ятности и прогнозированию значений к более простым операци­ям. В целом эти эвристики приносят неоспоримую пользу, но ино­гда они приводят к серьезным систематическим ошибкам» (Tversky, Kahneman, 1974, С. 1124). В нашей статье были предста­влены три эвристики репрезентативности, доступности и стаби­лизации, которые позволяют объяснить дюжину систематиче­ских ошибок умозаключений в условиях неопределенности, включая нерегрессионные прогнозы, игнорирование информа­ции о базовой оценке, сверхуверенность и переоценку частоты тех событий, которые легко извлечь из памяти. Некоторые из ошибок были выявлены по систематическим неточностям в оцен­ке известных количественных показателей и статистических фа­ктов. Другие были обнаружены благодаря расхождениям между закономерностями интуитивных суждений и принципами теории вероятности, байесовского вывода и регрессионного анализа.

Канеман и Фредерик (2002) недавно вновь обратились к ран­ним исследованиям эвристических умозаключений и предложили концепцию, согласно которой сведение сложных задач к ряду простых действий осуществляется с помощью операции замеще­ния признака. «Умозаключение называют эвристическим, когда субъект оценивает определенный целевой признак объекта умо­заключения, заменяя его другим, более доступным признаком данного объекта эвристическим признаком». В отличие от ранних исследований, предложенная Канеманом и Фредериком новая концепция эвристик не ограничивается областью умозак­лючений в условиях неопределенности.

Для наглядности приведем пример перцептивного замещения признака. Для этого ответим на вопрос: «Каковы размеры изо­бражений двух игрушечных лошадок на рисунке 7?» На самом де­ле изображения лошадок одинаковы по размеру, но рисунок по­рождает непреодолимую иллюзию. Наблюдателям необходимо оценить целевой признак размеры двухмерного изображения, но они оказываются не в состоянии дать ему достоверную оцен­ку. В ходе умозаключения они встраивают идею о трехмерности изображения (эвристический признак) в понятие длины, соответ­ствующее целевому признаку, и соотносят свою оценку с масшта­бами страницы. Эта иллюзия вызвана различной доступностью конкурирующих вариантов интерпретации изображения. Воспри­ятие трехмерной фигуры единственно возможный вариант вос­приятия, который приходит в голову наивному наблюдателю (ху­дожники и опытные фотографы справляются с задачей лучше) это и вызывает иллюзию при восприятии размера изображения.

65

Исследование Фрица Стрэка и др. (1988) иллюстрирует роль замещения признака в несколько ином контексте. Студенты кол­леджа заполняли опросник, в котором друг за другом следовали два вопроса: «Насколько Вы довольны своей жизнью в целом?» и «Сколько свиданий у Вас было в прошлом месяце?» Когда эти вопросы следовали именно в таком порядке, корреляция между ни­ми была равна 0,12. Когда же вопросы предъявлялись другой сту­денческой выборке в обратном порядке, корреляция между ними выросла до 0,66. Психологическая интерпретация полученной вы­сокой корреляции не дана прямо, но вполне однозначна. Вопрос о свиданиях тут же актуализировал у многих респондентов эмоцио­нальную оценку своей личной жизни. При встрече со следующим вопросом эта оценка была все еще высокодоступна и была встро­ена в целостное представление о счастье. Согласно предложенной интерпретации, респонденты думали, что на вопрос о счастье отве­чают первое, что придет им в голову, и не замечали, что на самом деле отвечают на вопрос, который не был им задан. Эта когнитив­ная иллюзия аналогична зрительной иллюзии.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·