Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Когнитивные исследования » Когнитивные исследования — Часть 9

Когнитивные исследования - Часть 9Во время коррекционных занятий мы часто наблюдали, как больные с поражениями левого полушария после внимательного прослушивания инструкции начинали выполнять задание на­столько плохо, что создавалось впечатление полной недоступно­сти им данного класса задач. Однако затем, после детальной про­работки инструкции и дополнительных объяснений задание вдруг выполнялось легко и правильно, оставляя открытым вопрос, по­чему вначале наблюдались такие большие затруднения. Описы­ваемый феномен, безусловно, отличается от характерной "лоб­ной" (или "дезэкзекутивной") стратегии поведения, связанной, как отмечалось, с импульсивным принятием решений, снижением уровня произвольного внимания и контроля. Здесь, напротив, имеется повышенная мотивация на успех и, часто, очень хорошие показатели в тестах на внимание и оперативную память. Труд­ность оказывается заложенной в осмыслении инструкции и самой ситуации задания.

Феномен трудности вхождения в задание мог наблюдаться по отношению к любой нейропсихологической пробе. Иногда он возникал даже там, где задания были объективно настолько про­стыми, что обычно понимаются испытуемыми "сходу", без до­полнительных пояснений. Например, при предъявлении Доски Сегена, где требуется разместить вкладыши в соответствующих выемках доски, устная инструкция может вообще отсутствовать. Для подавляющего большинства испытуемых здесь достаточно лишь приглашающего жеста "приступить к работе" и поощри­тельного кивка после того, как работа начата. Испытуемый с трудностью вхождения в задание начинает рассматривать вкла­дыши, перебирать их, раскладывать в ряд и т. д., осуществляя ма­нипуляции, никак не согласующиеся с "лежащим на поверхно­сти", наиболее вероятным вариантом действий по выполнению задания. При этом последующее исследование показывает, что само задание не представляет для него трудностей: он хорошо различает форму фигурок и с легкостью распределяет их по дос­ке. Проблема заключается именно в понимании поставленной за­дачи. Если в последующем спросить испытуемого, почему в этом легком для него задании вначале были столь нелепые ошибки, то можно услышать, что вначале у него сформировалось ощущение необходимости сделать что-то очень сложное, до конца еще не понятое, а потому простое решение не принималось во внимание.

Поскольку нейропсихологическое исследование строится на анализе работы испытуемого после полного понимания инструк­ции, описанный феномен, как правило, остается за рамками ис­следования и, насколько мы можем судить, еще не описывался в такой форме в литературе. Неоднократно сообщалось, впрочем, о проблемах с категоризацией материала, в частности при пора­жениях левых височных областей (Gelb & Goldstein, 1920; Koivisto & Laine, 2000; Wilkins & Moscovich, 1978).

Мы предприняли попытку смоделировать феномен трудности вхождения в задание при помощи Висконсинского теста сорти­ровки карточек (The Wisconsin Card Sorting Test WCST). Данный тест имеет "глухую" инструкцию, позволяющую анализировать действия испытуемого в условиях ограниченной информирован­ности о том, что от него требуется. Инструкция звучит так: "Я не могу объяснить вам, как выполнять это задание. Вам нужно будет раскладывать карточки из этой стопки по одной к этим четырем ключевым карточкам, а я буду каждый раз сообщать вам, пра­вильно или неправильно вы это сделали". На карточках изобра­жены фигуры, различающиеся по форме, цвету и количеству. Методом проб и ошибок испытуемый совершает поисковые вы­кладывания, получая на каждое реплику "правильно" или "непра­вильно". После 10 безошибочных выкладываний категория счи­тается выработанной. На этом первая часть эксперимента закан­чивается, и категория меняется. Подсчитывалось число поиско­вых шагов у каждого испытуемого в первой части эксперимента.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·