Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Когнитивные исследования » Когнитивные исследования — Часть 12

Когнитивные исследования - Часть 12При поражении правого полушария у правшей, как правило, не возникает афатических нарушений, т. е. их речь остается лек­сически и грамматически полноценной, однако часто наблюдает­ся дефект интонационной структуры речи. Голос перестает моду­лироваться по громкости: больной говорит либо очень тихо, либо громко и грубо, при этом не может произвольно изменить гром­кость речи в нужном направлении. Нарушается просодическая сторона речи, голос становится глухим, сиплым, гнусавым или прерывистым, лающим, визгливым. Нарушается ритмический и мелодический рисунок речи. Спонтанная речь становится интона­ционно странной, невыразительной и монотонной. При этом больной даже по специальной инструкции не может придать сво­ей речи нужные интонации, и это становится предметом специ­альных коррекционных занятий. Обедненность собственной экс­прессии, как правило, сочетается с соответствующими дефектами восприятия обращенной речи (ср., например, Koelsch, Kasper, Sammler, Schulze, Gunter & Friederici, 2004). Так, если одну и ту же фразу прочитать больному с интонацией недоверия, насмешки или испуга, то выделение заранее обозначенной эмоции со слуха часто бывает невозможно.

Эмоциональную выразительность теряют также мимика и жесты. Лицо теряет живость, взгляд становится "застывшим". Часто, когда больной, перенесший травматическое поражение правого полушария, приносит свои фотографии "до травмы", мы видим на них совсем другого человека. При отсутствии каких-ли­бо парезов мимической мускулатуры больной становится не по­хожим сам на себя. Мимические реакции, конечно же, имеют ме­сто, но, например, улыбка или носит "вымученный", неестествен­ный характер, или приобретает вид эйфоричного благодушия и даже некоторой дурашливости. Надо заметить, что при пораже­нии левого полушария больные демонстрируют прямо противо­положный профиль коммуникативных возможностей. Даже в случае грубых расстройств по типу афазии Вернике, когда паци­ент не имеет в своем лексиконе ни одного правильного слова и его речь представляет собой "словесный салат", за счет сохран­ной мимики, жестов и интонации речи мы понимаем все, что он хочет сказать или спросить, чувствуем его настроение и часто ве­дем с ним весьма информативный диалог.

Особенности поведения больного с поражением правого по­лушария необходимо иметь в виду при анализе заданий, в кото­рых проявляются дефекты мышления. Как уже отмечалось, фе­номена трудности вхождения в задание здесь нет и в помине. Больные легко справляются с Висконсинским тестом сортиров­ки карточек, быстро понимают все предъявляемые им задания и успешно их выполняют. К заданиям, традиционно используе­мым при исследовании мышления, относятся такие тесты, как "4-й лишний", где требуется выделить существенный признак, объединяющий три предмета, назвать этот признак, т. е. произ­вести операцию обобщения, и указать лишний предмет, не удо­влетворяющий выделенному критерию, а также задания на классификацию объектов, на выделение аналогий и т. д. Все эти задания выполняются больными с поражениями правого полу­шария достаточно успешно. На этом фоне больному не дается, казалось бы, совсем простое задание на осмысление ситуаций из несколько иной области. Пусть предъявляется картинка, на ко­торой изображены персонажи, находящиеся в определенных со­циальных взаимоотношениях. Требуется расшифровать взаимо­действие персонажей, придумав для каждого из них какую-то ре­плику (что может говорить тот или иной персонаж в данной си­туации). Чаще всего для данного задания использовались рисун­ки Н. Радлова "Рассказы в картинках", предназначенные для де­тей старшего дошкольного возраста. Хотя рисунки идут без под­писей, изображенная на них ситуация настолько ясна, что дети с удовольствием составляют по ним короткие рассказы, тем более, что все сюжеты имеют неожиданный юмористический подтекст.

1 Comment

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Логическое мышление и интуиция — Часть 12

Базовый принцип «эффекта рамки» это пассивное приня­тие заданной формулировки. Из-за этой пассивности человеку не удается на основе нескольких по сути...

Закрыть