Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Когнитивные исследования » Когнитивные исследования — Часть 10

Когнитивные исследования - Часть 10В выполнении этого задания участвовало 6 больных с пора­жением правого полушария мозга и 9 больных с поражением ле­вого. Среднее число поисковых шагов у больных с поражением правого полушария равнялось 1,8, а у больных с поражением ле­вого 12,0. Хотя число больных было относительно небольшим, различия между группами оказались высокозначимыми (р <0,01, критерий Вилкоксона-Манна-Уитни). Следует подчеркнуть, что эти различия касались именно первой части теста. В последую­щем, когда на тех же условиях формировались другие категории, различия между группами были не столь значительны. Важное замечание состоит в том, что по показателям оперативной зри­тельной памяти и способности к концентрации и переключению внимания больные с поражениями левого полушария не только не уступали, но даже превосходили соответствующих "правополушарных" больных. Их афатические расстройства если и при­сутствовали, не были столь значительными, чтобы нарушать ве­дение диалога. Все это позволяет говорить, что в данном тесте нам действительно удалось смоделировать аналог феномена тру­дности вхождения в задание, когда на первой стадии работы боль­ными игнорировалось простое и доступное решение. Проанали­зируем некоторые особенности выполнения этой, наиболее инте­ресной в данном контексте части теста.

Пусть первой "задуманной" категорией был цвет. Не зная об этом, испытуемый мог начать выкладывать фигуры по форме или по количеству и в ходе этих поисковых шагов постепенно приходил к заключению, что карточки надо раскладывать по цве­ту. Интересно, что больные с поражением правого полушария ча­сто с первой же попытки выбрали цвет в качестве признака, по которому надо раскладывать карточки. Получив подкрепление "правильно", они безошибочно разложили еще 10 карточек и, та­ким образом, на первом этапе теста не имели ни одного поиско­вого шага, сразу нащупав правильный алгоритм выполнения за­дания. Никто из 9 испытуемых с поражениями левого полушария не ориентировался с первой попытки на цвет в качестве призна­ка, по которому надо сортировать карточки. Это был последний признак, на который обращалось внимание. Одна больная вооб­ще не смогла выделить цвет в качестве смыслоразличительного признака (25 лет, образование высшее, диагноз последствия огнестрельного ранения, инородное тело в глубинных отделах левого полушария). Она очень старалась правильно выполнить задание, разложила 23 карточки, но ни разу не сделала этого по цвету. Видя напряжение больной и то, что она очень переживает оценки "неправильно", эксперимент был приостановлен. Боль­ную попросили перечислить признаки, по которым различаются карточки. "По форме…по количеству…по структуре…по про­странственному расположению…". "А по цвету они различают­ся?". "Да, конечно, вот красная, зеленая, синяя и желтая" (показ правильный). "Почему Вы ни разу не попробовали разложить карточки по цвету?". "Я думала, что это слишком уж просто, а Вы дали мне какое-то сложное задание".

1 Comment

Leave a Reply

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·
Top
Читайте ранее:
Когнитивные исследования — Часть 9

Во время коррекционных занятий мы часто наблюдали, как больные с поражениями левого полушария после внимательного прослушивания инструкции начинали выполнять задание...

Закрыть