Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Интуитивное мышление » Интуитивное мышление — Часть 4

Интуитивное мышление - Часть 4Эти предположения влекут за собой эвристические вопро­сы, которые могут задать определенное направление нашим по­пыткам предсказать или объяснить поведение субъекта в кон­кретной ситуации: «Что захочет сделать импульсивный субъ­ект?»; «Какая последовательность действий будет наиболее ес­тественной в данной ситуации?» Ответы на эти вопросы часто указывают на умозаключения или действия, характерные для большинства людей. Например, более естественно присоеди­ниться к бегущей группе незнакомых людей, чем принять реше­ние бежать в противоположном направлении. Однако двухсистемный подход требует постановки еще ряда вопросов: «Всту­пает ли интуитивно привлекательное суждение или действие в противоречие с правилом, которого субъект старается придер­живаться?» Если ответ утвердительный, то «Насколько вероят­но в данной ситуации, что требуемое правило вовремя придет ему в голову, обогнав интуицию?» Разумеется, подобный способ анализа принимает во внимание индивидуальные и межгруппо­вые различия. То, что представляется естественным в данной ситуации, вовсе не одинаково для всех: культурные различия предполагают разницу в интуитивных суждениях, касающихся данной ситуации, при этом новый тип поведения становится ин­туитивным по тому же принципу, по которому приобретаются навыки. Даже с учетом всех этих нагромождений обозначенный здесь подход к пониманию и прогнозированию поведения в це­лом прост и легок в применении, кроме того, он стимулирует выдвижение гипотез, которые в целом правдоподобны, хотя и могут вызывать удивление. Истоки данного подхода лежат в сложившейся в психологии устойчивой интеллектуальной тра­диции, которая особое значение придает «силе влияния ситуа­ции» (Lee Ross, Nisbett, 1991).

Наш подход заостряет внимание на нескольких положениях, которые кратко можно обозначить следующим образом: интуи­ция и рассуждение являются альтернативными способами реше­ния задач; интуиция сходна с восприятием; отвечая на сложный вопрос, люди часто подменяют его более простым; обработка информации чаще всего носит поверхностный характер; катего­рии обычно представлены прототипами. Когда мы с Амосом Тверским в 1969 г. приступали к совместным исследованиям, у нас уже было некое представление об этих особенностях ког­нитивной системы. Впрочем, подобные идеи уже высказывались ранее Гербертом Саймоном. Тем не менее, в тех исследованиях роли эмоций в процессе принятия решений уделялось куда мень­ше внимания, чем раньше, на заре когнитивной революции, про­исходившей в психологии в 1950-х гг. В более поздних исследо­ваниях эмоции снова вышли на передний план и были включены в представленную здесь концепцию интуитивного мышления. Открытия, касающиеся роли оптимизма в принятии рискован­ных решений, влияния эмоций на вес альтернатив, роли страха в прогнозе причиняемого вреда и роли симпатий и антипатий в прогнозировании все это указывает на то, что традиционное разграничение убеждений и предпочтений в процессе анализа принятия решений имеет мало общего с психологической реаль­ностью.

Включение соответствующей здравому смыслу психологии интуитивного субъекта в экономические модели серьезное ис­пытание, особенно для тех, кто разрабатывает формальные тео­рии. Однако двадцать лет назад попытки использовать психоло­гические открытия для развития экономического знания каза­лись еще более вызывающими, и можно с радостью отметить, что этот вызов был достойно принят.

Рекомендуем: следуйте здравому смыслу,  - покупайте автомобили не переплачивая посредникам и дорогим автосалонам.

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·