Subscribe:Posts Comments

You Are Here: Home » Интроспективные наблюдения » Интроспективные наблюдения — Часть 5

Интроспективные наблюдения - Часть 5Устранение неоднозначности с использованием лингвистиче­ского и экстралингвистического контекста (диаграмма 5). О дей­ствии коннотации см. работу [14].

Выбор лексем, управляемый контекстом [14]. Например, вы­бор zoom (буквально взмыть, в сленге "смотаться"), как альтерна­тива к ожидаемому go (сходить), в спонтанно произведенной фразе Are you ready to zoom to the camera store? Ты готов смотаться в фо­томагазин? [25].

Интерпретация игры слов и дру­гих случаев, требующих одновремен­ной активации двойных проходов; например, говорящая утка идет в бар, заказывает напиток и говорит: "Put it on ту bill" "Положите (т. е. запиши­те) это на мой счет", или же "Поло­жите это мне в клюв".

Сложные ассоциации в образовании сленговых лексем. Эбл [7] приводит следующий пример.

Иногда звучание обеспечивает связь в наборе. В связи с попу­лярностью афро-американских комиков, появляется форма ho, ди­алектное произношение слова whore ‘женщина, неразборчивая в связях’. Та же последовательность звуков, записываемая как hoe, относится к ‘орудию для культивации почвы’, т. е. садовому инвен­тарю. Теперь как ho, так и garden tool (садовый инструмент) сленговые синонимы для ‘женщины, неразборчивой в связях’ [7].

Явления, включающие ассоциации, подобные литературным аллюзиям (скажем, ссылка на "Гамлета") и фрейдистским об­молвкам. Например, предложение "Прогнило что-то в штате Флорида" вызывает в воображении людей, знакомых с пьесой Шекспира, ассоциацию с Гамлетом.

Расчет степени укоренения идиом и иных сложных лексем в зависимости от изменчивости в силе связей.

Исследование этапности обучения в связи со степенью закре­пления ассоциативных связей. В процессе обучения сила связей увеличивается.

Языковые обмолвки (ср. [6]).

Феномен прототипичности. Концептуальная категория ПТИЦА, например, включает такие члены, как МАЛИНОВКА и ЛАСТОЧКА, которые более прототипичны, чем ЭМУ и ПИНГВИН. Подобные эффекты проявлялись в многочисленных психологических экспериментах, в которых исследовались такие параметры, как время реакции, потраченное на распознавание того, является ли тот или иной объект членом категории или нет. Модель сети отношений предоставляет простые и прямые средства учета этого феномена посредством использования двух мето­дик, необходимых также для учета другого феномена. Это из­менчивость в силе соединений (так, свойство ПОЛЕТ тесно связа­но с категорией ПТИЦА) и изменчивость в величине преодоле­ния порога. Сила активации, сила соединения и число активиро­ванных соединений все это вносит вклад в скорость и величину порога преодоления узла сети. Важно заметить, что хотя эти яв­ления обсуждаются в литературе годами, никаких иных средств помимо средств сетевой модели никогда не предлагалось.

Объяснение процессов устной речи и понимания реалистическими способами. Это особенно важное требование, затрагива­ющее широкий спектр явлений. Тот фундаментальный факт, что люди способны разговаривать и понимать друг друга, буквально вопиет к объяснению. Реляционная сетевая модель, происхожде­ние которой было мотивировано более чем три десятилетия на­зад в том числе и этим фактом, предоставляет простые и прямые средства для описания этих явлений посредством "распростране­ния активации" по узлам некоторой сети [14].

Leave a Reply

© 2012 Мозг. Исследование мышления · Subscribe:PostsComments ·